Главная страница Анализ рынка Маркетинговые исследования Бизнес-план Реестры предприятий Публикации Статистика Украины
Новости Услуги Call-центр О нас Контакты
|Публикации|
Обзор рынка меда

Украинский рынок меда является одним из наиболее перспективных и развивающихся на сегодняшний день из всех агропромышленных отраслей страны. О том, сможет ли украинский мед
завоевать первое место на мировом рынке, более подробно в обзоре информационно-аналитического агентства «Союз-Информ».

Аналитики в один голос заявляют, что производство меда – это выгодное дело. Отечественные предприниматели, которые занимаются пчеловодством, получают почти 100%-ную прибыль. Но это касается средних пасек, в которых насчитывается более 60 пчелиных семей. В таком случае бизнес может окупиться всего за несколько лет.

Сегодня украинские пчеловоды прилагают огромные усилия для того, чтобы не только занимать лидирующие позиции на мировом рынке меда по производству данного вида продукции, но и сделать Украину одним из крупнейших медовых экспортеров. Для этого есть все предпосылки, но, с другой стороны, имеется и ряд препятствий.

СЫРЬЕ

Во времена СССР на территории Украины порядка 5 млн. пчелиных семей производили около 60 тыс. тонн валового меда в год. То есть одна пчелиная семья производила около 12 кг меда в год при потенциале до 100 кг. После обретения Украиной независимости численность пчелиных семей сокращалась. Так, в результате массовой гибели пчел зимой-весной 2002–2003 годов пчелосемей осталось чуть более 2 млн. Ныне, согласно данным экспертов, их около 3,75 млн.

Наиболее ценным считается мед, собранный пчелой с одного медоноса. Его называют монофлорным, или мономедом. В Украине мономед преимущественно получают в местах преобладания определенного медоноса или когда другие медоносы не цветут. Товарными партиями у нас в стране можно собрать всего пять видов монофлорного меда (по убыванию объема) – подсолнечник, гречиха, рапс, липа, белая акация, а также полифлорный мед (разнотравье, разноцветье), который собирают по всей Украине.

Наибольшую товарную нишу занимает подсолнечный мед (светло-золотистый с характерным приятным вкусом и легким ароматом) и его симбиозы с другими видами меда. Этот мед доминирует на юге и востоке Украины. Южным медом является акациевый (почти прозрачный с тонким ароматом), который причислен к элитным сортам.

Гречишный мед в основном заготавливают в центре и на западе Украины. Такие эксклюзивные мономеда, как донниковый, кипрейный (с иван-чая), вересковый, боярышниковый, клеверный, малиновый, шалфейный, из эхинацеи, украинские пчелы хоть и приносят, но их не накопишь товарными партиями.

Полифлорный мед с украинских лугов сегодня один из лучших в мире. Его вкусо-ароматические букеты столь разнообразны, сколь и неповторимы. Это меда, собранные с дикорастущих медоносов, имеющих очень сильный аромат (юг Украины), мед из заповедных зон (Аскания-Нова, Стрелецкая степь и т. д.), майский мед (например, смесь акации с васильком и др.).

Особо выделяют специалисты Харьковскую, Сумскую и Полтавскую области. Именно для этих регионов характерна экологически чистая медовая продукция, сюда приезжают за медом даже иностранцы.

ПРОИЗВОДСТВО, ИМПОРТ, ЭКСПОРТ

Мировое производство меда составляет 1,5 млн. тонн в год, и на долю Украины приходится 5%. По данным FAO, Украина с 2008 года занимает первое место по производству меда среди стран Европы (с валовым сбором в 75 тыс. тонн) и четвертое после таких мировых лидеров, как Китай (367 тыс. тонн), Турция (81,4 тыс. тонн) и Аргентина (81 тыс. тонн).

На сегодняшний день отсутствует достоверная официальная статистика по рынку меда Украины, тогда как учет и контроль являются залогом успешного бизнеса. Таким образом, невозможно назвать ни точного количества пчелосемей, ни количества заготовленных пчелопродуктов. Цифры медопроиз-водства исчисляются на базе сводных оценок. Исходя из последних данных, обозначающих наличие в Украине порядка 3,7 млн. пчелосемей, и учитывая, что каждая в среднем дает до 16 кг продукта за сезон, после несложных арифметических расчетов можно получить определенный показатель. Однако производство меда не является стабильным и в значительной степени зависит от погодных условий и климата отдельно взятого региона. Некоторые операторы оценивают объем общеукраинского бочонка меда в 40–60 тыс. тонн в год.

Однако официальная статистика предоставляет несколько иную информацию. Согласно официальным данным, в 2005 году на территории Украины было произведено 163 тыс. тонн меда. К 2007 году объем производства данного вида продукции сократился до 119 тыс. тонн. Таким образом, темп сокращения производства меда за данный период составил 27%. В 2008 году наблюдался незначительный прирост показателя по отношению к 2007-му (на 5,5%). Но в 2009 году по сравнению с 2007-м производство меда вновь сократилось, при этом темп сокращения составил практически 4,5%. В целом за четыре последних года объем производства украинского меда сократился на 26,5%. В 2009 году объем производства меда на территории Украины составил 120 тыс. тонн, что в два раза превышает оценки экспертов.

Данные по производству меда за 2010 год ожидаются не раньше ноября, поскольку производство данного вида продукции имеет четко выраженный сезонный характер, и оканчивается этот сезон не раньше сентября. Поскольку объем производства меда в Украине намного превышает объем потребления украинцами данного вида продукции, наша страна практически не испытывает потребности в его импорте. Согласно официальной статистике, в 2005 году Украина вообще не импортировала мед. Объем импорта меда в 2006 году составил 29,3 тонн, а к 2007-м снова упал практически до нулевой отметки. В 2008 году Украина ввезла максимальное за последние 4 года количество меда – 128 тонн, а в 2009-м данный показатель сократился до 30 тонн.

За первое полугодие 2010 года объем импорта меда на территорию Украины уже достиг 86 тонн. При этом необходимо отметить, что единственным импортером данного вида продукции в этот период является Германия.

Что же касается экспорта украинского меда, его объем в 2005 году зафиксирован на уровне 3,8 тыс. тонн, что составило всего 2,3% от объема производства данного вида продукции в этот период. Примерно такой же объем экспорта меда за пределы Украины наблюдался и в 2007–2008 годах. В 2006 году зафиксирован существенный прирост экспорта меда. По отношению к 2005 году данный показатель вырос на 72%.

В 2009 году экспорт меда увеличился более чем в два раза по отношению к 2005, 2007, 2008 годам и составил практически 7,5 тыс. тонн (6,3% от объема производства). Причиной такой динамики эксперты называют рост мировых цен на мед после временной стагнации, что стало результатом недопроизводства меда в некоторых основных странах-экспортерах, особенно в Канаде и Аргентине.

За январь – май 2010 года Украина экспортировала меда на внешние рынки на 21% меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Вместе с тем в денежном выражении экспорт увеличился на 4% вследствие удорожания продукта в мире.

Основная доля экспорта украинского меда (68%) приходится на Российскую Федерацию. Вторым по величине экспортером продукта является Республика Беларусь, на долю которой приходится 10% экспорта украинского меда. Другими странами-экспортерами, удельный вес которых в экспорте продукта колеблется от 3% до 6%, являются США, Польша, Чехия, Германия, Люксембург.

Увеличению экспорта украинского меда за последнее десятилетние способствовало признание в 2003 году Еврокомиссией соответствия его качества европейским стандартам.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

В Украине насчитывается более 2 тысяч производителей меда. 95% украинского медового урожая обеспечивают частные хозяйства. Несколько сот тысяч пасек больше напоминают хобби или промысел, нежели современную индустрию. Производственные силы пчеловод ческой отрасли Украины сегодня представляют такие структуры:

  • коллективные агропредприятия – 10%;
  • частные хозяйства – 33%;
  • приватные пасеки, фермы – 44%;
  • лесхозы – 5%;
  • остальные – 8%.
  • По данным за 2009 год самым крупным производителем меда стало дочернее предприятие «Агрофирма «Шахтер» (Донецкая область), удельный вес которого в общем объеме производства продукта составил 3,5%. Тройку лидеров дополнили также ООО «СПП «Лана» (Запорожская область) – 2,3% и ООО «Агрофирма «Агротис» (Донецкая область) – 1,8%.

    Доля 11 из 2 тысяч предприятий в общем объеме производства меда в 2009 году составила от 0,5% до 1%. Удельный вес 276 производителей данного вида продукции колеблется от 0,1 % до 0,5%. Доля же остальных участников рынка не превышает 0,1%. За 2005–2009 годы структура производства меда в регионах Украины сложилась следующая: лидируют по объему производства продукта Полтавская (12%), Донецкая (11%) и Черкасская (9%) области. От 5% до 7% объема производимой продукции принадлежит Кировоградской, Запорожской, Винницкой, Харьковской, Сумской и Киевской областям.

    Наибольшее количество предприятий по производству меда находится в Винницкой (219), Полтавской (168), и Черкасской (151) областях. Что же касается объема производства продукции в расчете на одно предприятие, тут лидируют Донецкая, Запорожская и Полтавская области.

    ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

    Согласно мнениям многих специалистов, культура производства меда в Украине далека от совершенства. В мире основной заработок пчеловодам приносит опыление растений, доход от которого в 10 раз превышает доходы от реализации меда и других продуктов пчеловодства (мумие, маточное молочко, прополис). Опыление посредством пчелиных семей – самый натуральный, естественный и безопасный способ поднятия урожайности сельхозкультур (на 5–50%). На одной пчелиной семье в нашей стране за период цветения можно заработать $10–20, в то время как на сформированном западном рынке – до $150. Но дотянуться до мирового уровня организации производства украинским медовым хозяйствам мешают ментальные установки индивидуалиста, преодолевать которые пока никто не собирается. Ведь рентабельность 100% и более для продукта домашнего хозяйства их вполне устраивает.

    Несмотря на то, что отечественная медовая продукция соответствует стандартам ЕС, раздробленность производства мешает развитию отрасли и отрицательно сказывается на качестве меда. Так, доля сельхозпредприятий, производящих мед, составляет лишь 0,002% – они реализуют мизерные количества (1%) от общего объема потребления. 90% меда производят домашние пасеки, хозяева которых в дальнейшем самостоятельно реализуют свою продукцию на торговых площадках, потому что это рентабельно, или сдают оптом перекупщикам, чтобы быстро получить оборотные средства.

    Вместе с тем постепенное повышение цен на мировом рынке в некоторой степени может поспособствовать улучшению отечественной ценовой конъюнктуры. Тем более что с каждым годом растет себестоимость медовой продукции: только в 2008 году она возросла в 1,2 раза относительно предыдущего периода (данные Госкомстата). Сегодня цены на мед остаются пока на уровне прошлого года (продажа 50–60 грн за 1,4 кг в рознице).

    Данная отрасль только укрепляет свои позиции на внутреннем и мировом рынках. Потребление меда в Украине ежегодно растет (1,1–1,3 кг в год на душу населения) и составляет 60–80% от мощностей внутреннего рынка: только 5–15% идет на экспорт, незначительная доля возвращается в остатке и на откорм пчел.

    Отечественные пасечники озабочены не только усложненным выходом на экспортный рынок или неудовлетворительным спросом на внутреннем. Обеспокоенность вызывает также и тенденция к уменьшению в Украине посевов гречихи, отечественный мед из которой признали самым лучшим члены «Апимондии» – Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций.

    Материал подготовлен с использованием данных Госкомстата, ИАА «Союз-Информ», деловой прессы Украины.
    Право собственности на материал охраняется действующим законодательством Украины.
    Во время цитирования информации прямые действующие ссылки на сайт www.souz-inform.com.ua обязательны.


    НАВЕРХ
    Главная страница | Кабинетные исследования| Реестр предприятий| Наши услуги| Украина в цифрах| О нас| Контакты
    ©1998 - 2011 Союз-Информ: аналитика, консалтинг, исследование рынка

    В соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об информационных агентствах» право собственности на продукцию информационно-аналитического агентства охраняется действующим законодательством Украины. Информация, публикуемая на сайте www.souz-inform.com.ua являются собственностью ИАА «Союз-Информ». Любое копирование, опубликование, перепечатка или распространение информации ИАА «Союз-Информ» строго запрещается без предварительного согласия со стороны ИАА «Союз-Информ». Во время цитирования информации посетителями и подписчиками ИАА «Союз-Информ» ссылки на сайт www.souz-inform.com.ua обязательны. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель. Логотип ИАА Союз-Информ является зарегистрированным товарным знаком. Все информационно-консультационные услуги ИАА «Союз-Информ» предоставляет, используя открытые источники данных сети Интернет, компьютерные базы данных, к которым есть официальный доступ, средства массовой информации, метод социологического опроса. В связи с этим, результаты информационно-консультационных работ не имеют официального статуса.

    Rambler's Top100